Стоит ли ИП работать с самозанятыми?
— Достоинства работы с самозанятыми
Вся выгода для ИП при работе с самозанятыми заключается в основном в экономии.
Во-первых, при работе с самозанятыми заключается не трудовой договор, а договор ГПХ, то есть сотрудник не оформляется официально в штат, а лишь выполняет какую-либо услугу. В таком случае работодатель не должен платить взносы в фонды социального и медицинского страхования, а также в пенсионный фонд.
Кстати, взносы в фонды составляют около 30% от заработной платы сотрудника, поэтому в итоге экономия получается весьма существенная.
Получается, ИП не должен оплачивать больничный самозанятому работнику, декретные и отпускные. Только плата за непосредственную работу и больше никаких затрат.
Поскольку самозанятого гражданина не нужно нанимать в штат, ИП имеет возможность воспользоваться льготным налоговым режимом с ограничением персонала. Например, при выборе УСН ставки по налогам возрастают при найме в штат более сотни сотрудников.
Во-вторых, самозанятый должен уплачивать налоги в бюджет самостоятельно, то есть работодатель не должен перечислять в налоговую 13% от суммы зарплаты работника. Налоговая ставка у самозанятых ниже, поэтому сотрудничество будет выгодно для обеих сторон. К тому же ИП не должен подавать различные отчеты в ФНС и ПФР при работе с самозанятым, а это и экономия времени, и отсутствие штрафов за неправильные или просроченные отчеты.
В-третьих, плата самозанятому за работу может быть учтена в расходах, если ИП выбрал такой налоговый режим, где они считаются. Для подтверждения расходов может быть использован чек из приложения «Мой налог», которым должны пользоваться все самозанятые.
— Недостатки работы с самозанятыми
В принципе, никаких проблем у добросовестного работодателя при сотрудничестве с самозанятыми возникать не должно, однако есть некоторые моменты, которые нужно учитывать.
Так, например, нельзя обращаться за услугами по договору ГПХ к гражданину, который в течение двух последних лет работал в качестве наемного сотрудника по трудовому договору. Точнее сотрудничать в такой ситуации можно, однако ИП придется уплатить НДФЛ и взносы в фонды, как с обычным сотрудником. Такой закон существует, чтобы работодатели не увольняли штатных сотрудников с целью дальнейшего их найма в качестве самозанятых ради экономии. Причем ФНС легко отслеживает такие махинации, поэтому не стоит надеяться, что ситуация останется без внимания.
Также могут возникнуть проблемы с Трудовой инспекцией, если появятся подозрения, что самозанятый выполняет полноценную работу штатного сотрудника. В таком случае договор между работодателем и работником принудительно признается трудовым, а работодатель получает штраф, и его обязуют выплатить долги по налогам и взносам в фонды.
— Как начать сотрудничество с самозанятым
Для начала надо убедиться, что гражданин действительно официально зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Только после этого можно заключать договор об оказании каких-либо услуг.
ФНС выдает справки, подтверждающие статус самозанятого. В такой справке должна быть указана следующая информация:
• ИНН,
• паспортные данные,
• дата постановки на учет.
Если у ИП возникают какие-либо подозрения, он может проверить достоверность справки через портал npd.nalog.ru. Для проверки необходимо знать лишь ИНН гражданина, с которым планируется подписание договора.
Если гражданин официально оформлен в качестве самозанятого, то можно смело приступать к подписанию договора возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется выполнить работу, а заказчик обязуется ее оплатить.
—Как правильно оплатить работу самозанятого
ИП перечисляет самозанятому плату за оказанную услугу, а самозанятый выдает ему электронный чек. Чеки формируются в приложении «Мой налог», которым должны пользоваться все плательщики НПД.
Выдача чека обязательна, иначе самозанятый рискует получить штраф в размере 20% от полученного дохода. При неоднократном нарушении данного правила размер штрафа возрастает до 100% от дохода.
Таким образом, ИП всегда получит чек за оплату услуг, который в дальнейшем он может использовать для подтверждения расходов.
Также для получения платы за услуги самозанятые могут использовать систему быстрый платежей любым удобным способом (по QR-коду, по платежной ссылке, по подписке).
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудничество с самозанятыми определенно выгодно для ИП. Главное, не нарушать правила, убедиться в подтвержденном статусе плательщика НПД у исполнителя, скреплять отношения официальным договором. После оплаты услуг самозанятый обязан выдать чек, сформированный в приложении «Мой налог».
Смотрите также
- Нужно ли закрывать ИП при переходе на самозанятость? Это не обязательно. ИП и самозанятость можно совмещать. 2024-06-12 11:32:18 читать
- Самозанятые таксисты просят помощи после введения закона о локализации такси В отрасли сложилась непростая ситуация, многие таксисты могут ее покинуть или перестать работать в белую 2024-02-05 13:16:57 читать
- Правда ли, что самозанятому не нужна касса? Этот вопрос волнует очень многих самозанятых. Давайте разберемся вместе с вами. 2023-06-14 07:02:07 читать
- Какие переводы и покупки интересны ФНС Здесь мы расскажем, какие расходы интересны налоговой службе 2023-10-02 12:18:31 читать
- Выдача чека самозанятому. Как правильно? Чтобы сформировать и выдать чек, придерживайтесь следующего алгоритма: 2023-06-20 08:43:34 читать